Вы здесь

Информация на видеоконференцию с главами муниципальных образований по итогам I полугодия 2016 года

Информация на видеоконференцию с главами муниципальных образований по итогам Iполугодия 2016 года

 

По состоянию на 27.06.2016 Управлением Минюста России по Тамбовской области зарегистрировано 193 устава муниципального образования и муниципального правового акта о внесении изменений в устав. В отношении 21 документа были приняты решения об отказе в государственной регистрации. Более 30 пакетов документов в настоящее время находятся в стадии рассмотрения.

В рамках участия в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления, Управлением в 2016 году рассмотрено 130 проектов уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы. По всем указанным проектам разработчикам были направлены соответствующие замечания.

На первом месте в числе основания для отказа  в государственной регистрации - противоречие федеральному законодательству, на втором - нарушение порядка принятия устава муниципального образования, и на третьем - наличие коррупциогенных факторов. Более половины заключений об отказе в государственной регистрации имели сразу несколько разных оснований для отказа.

В ходе регистрационной деятельности наибольшую сложность вызвал вопрос определения допускаемого федеральным законодательством объема правового регулирования тех или иных общественных отношений в уставах муниципальных образований.

Так, например, согласно Федеральному закону от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии. Законом Тамбовской области от 4 июля 2007 г. № 223-З «О муниципальной службе в Тамбовской области» такие гарантии определены, при этом предоставляются они в соответствии с уставом муниципального образования.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что гарантии осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Гарантии осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления установлены Законом Тамбовской области от 2 июля 2008 г. № 399-З «О гарантиях осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Тамбовской области».

Однако без закрепления конкретных гарантий в уставе муниципального образования предоставление их обозначенным должностным лицам не представляется возможным. Документом, порождающим возникновение непосредственного субъективного права на получение вышеуказанных гарантий, является устав муниципального образования.

С целью единообразного применения норм федерального и регионального законодательства прокуратурой Тамбовской области совместно с Управлением Минюста России по Тамбовской области по данному вопросу были подготовлены соответствующие методические рекомендации, согласно которым в уставе муниципального образования должен быть установлен не только перечень, но и объем предоставляемых в конкретном муниципальном образовании гарантий из числа предусмотренных федеральным и субъектовым законодательством. 

Кроме того, часто встречались случаи, когда  уставы регулируют вопросы, которые в соответствии с федеральным законодательством не могут регулироваться уставом, муниципальными правовыми актами о внесении изменений в устав, т.е. приняты с превышением компетенции органов местного самоуправления.

Например, вносились изменения в части установления порядка проведения плановых и внеплановых проверок государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти Тамбовской области; установления обязанности для  органов государственного контроля (надзора) при установлении сроков для устранения выявленных нарушений обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации; установления сроков для рассмотрения судом заявления депутата представительного органа муниципального образования и др.

Более подробно со всеми допущенными нарушениями Вы сможете ознакомиться, получив наши анализы отказов в государственной регистрации и предоставления сведений об опубликовании, которые будут традиционно проведены по результатам первого полугодия и будут направлены в управление по взаимодействию с органами местного самоуправления, ассоциацию «Совет муниципальных образований»  и Вам.

Несколько слов о последних изменениях Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2 июня 2016 г. принят Федеральный закон № 171-ФЗ «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который повлечет за собой дальнейшую корректировку уставов муниципальных районов и городских округов области по вопросу проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования.

Федеральным законом установлен единый подход к требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность главы муниципального образования.

При этом дано право уставом муниципалитета устанавливать ограничения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципалитета более определенного количества сроков подряд.

23 июня 2016 г. принят Федеральный закон № 197-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который также повлечет за собой внесение изменений в уставы в части закрепления прав органов местного самоуправления на осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

Данные изменения федерального законодательства повлекут и последующую корректировку уставов муниципальных образований.

Помимо работы, связанной непосредственно с регистрацией уставов, анализируется действующее законодательство с целью выявления противоречий, пробелов правового регулирования для последующего формирование предложений, направленных на устранение и направления в Минюст России.

И еще одна просьба. После упразднения Министерства регионального развития Минюсту перешли полномочия по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере территориального устройства Российской Федерации, организации местного самоуправления, разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

По поручению Минюста Управление проводит  мониторинг федерального и регионального законодательства о местном самоуправлении и направляет соответствующие предложения по корректировке федерального законодательства. В случае наличия каких-то предложений либо проблемных вопросов правового регулирования просим направлять их нам для доведения до Минюста и последующего их учета.

 

 

Елена Переведенцева

начальник отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации уставов муниципальных образований Управления Минюста России по Тамбовской области 

09 декабря 2016 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).