Вы здесь

Медиация

Термин «медиация» - новый для российского законодательства. Между тем механизмы, аналогичные медиации, существовали и использовались еще в начале XIX века в Российской империи и применялись при разрешении конфликтов, связанных с патентным и авторским правом.

Медиатор является специалистом, который призван разрешать конфликты с помощью медиативных процедур. Он участвует в процедуре медиации как третья, нейтральная, незаинтересованная сторона. В процессе переговоров медиатор помогает конфликтующим сторонам понять интересы свои и противника, определить занимаемые позиции. Также медиатор подводит стороны к поиску конструктивного решения спора, приемлемого для обеих сторон, и помогает сторонам найти то решение, которое устроило бы всех участников конфликта.

Медиатор помогает сторонам взглянуть на их проблему, как бы со стороны, чтобы они могли лучше увидеть интересы и потребности друг друга, понять, чем они мотивируют свою позицию и ожидаемый ими исход конфликта.

Медиатор, как лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника для содействия в выработке сторонами решения по существу спора, выполняет ряд функций, благополучное осуществление которых зависит от его компетентности в области коммуникации, ведения переговоров и управления конфликтом в целом.

         В настоящее время прибегнуть к процедуре медиации можно по следующим категориям споров:

         - споры из гражданских правоотношений (предпринимательская, иная экономическая деятельность и др.);

         - споры из трудовых правоотношений;

         - споры из семейных правоотношений;

         - споры из иных правоотношений (если прямо предусмотрено в федеральных законах).

         Конкретного перечня споров, к которым возможно применить процедуру медиации, нет.

В соответствии с  Федеральным законом от 27 июля 2010 №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее Закон) процедура медиации – это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

         Принципами проведения процедуры медиации являются:

-добровольность,

-конфиденциальность,

-сотрудничество сторон,

-равноправие сторон,

-беспристрастность медиатора,

-независимость медиатора.

В соответствии со статьей 11 Закона порядок проведения процедуры медиации как правило устанавливается соглашением о проведении процедуры медиации.

В соглашении о проведении процедуры медиации стороны вправе указать, если иное не предусмотрено федеральным законом или соглашением сторон, на самостоятельное определение медиатором порядка проведения процедуры медиации с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора.

Медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора. В течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности. При проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую - либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.

К сожалению, по сегодняшний день  институт медиации развивается не так динамично, как хотелось бы. Процесс этот длительный и поступательный. Многое зависит от социально активных сообществ, населения в целом. Сегодня граждане и предприниматели не используют возможности медиации, предпочитая обращаться в суд. Большинство граждан пока не понимают, что используя механизмы посредничества, они смогут решить свои проблемы за столом переговоров, то есть без применения силы, без агрессии, не затрачивая временные и эмоциональные ресурсы.

Нельзя не упомянуть и о таком подходе в медиации как «Школьная медиация». Это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования.

На данный момент в школах Тамбовской области также создаются службы медиации. Служба школьной медиации (примирения) помогает разрешать конфликты, возникающие между учениками, учеником и учителем, родителем и учеником и т.д. Службы медиации создаются в рамках реализации положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Правительством Российской Федерации в 2012 году.

В состав служб школьной медиации входят педагоги, психологи, социальные педагоги, родители, а также ученики, активно принимающие участие в жизни школы и пользующиеся авторитетом у сверстников.

 

Некоммерческое образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр правовых примирительных процедур»

Нормативные правовые акты в сфере медиации

Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).