Вы здесь

Контроль деятельности некоммерческих организаций - Общие положения

Обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении контрольно-надзорных функций Управления Минюста России по тамбовской области в сфере деятельности некоммерческих организаций в 2016 году

Доклад об осуществлении Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) в сфере деятельности некоммерческих организаций и об эффективности такого контроля (надзора) в 2016 году

Обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении контрольно-надзорных функций Управления Минюста России по Тамбовской области в сфере деятельности некоммерческих организаций в 2015 году

 

В соответствии с пунктом 26 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 года № 456, исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:

- проведение проверок некоммерческих организаций по вопросам, отнесеныым к компетенции Минюста России (территроиальных органов);

- анализ отчетов некоммерческих организаций;

- участие в мероприятиях некоммерческих организаций.

 

         Проведение проверок включает в себя следующие административные действия:

- принятие решения о проведении проверки;

- подготовка к проверке;

- проведение проверки (выездной или без выезда на место нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации;

- подготовка акта проверки, ознакомление с ним некоммерческой организации;

- принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер при выявлении нарушений в деятельности екоммерческой организации.

Некоммерческие организации представляют отчеты в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», подпунктов 3, 7 пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», подпункта «б» пункта 1, пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», пунктами 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Специалист при получении отчета:

- проверяет правильность оформления отчета;

- проверяет полномочия лиц, подписавших отчет;

- анализирует его содержание.

В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации при рассмотрении отчетов специалист готовит служебную записку на имя начальника территориального органа, о принятии мер по результатам контроля в порядке, предусмотренном пунктами 77-80 Административного регламента.

В случае выявления недостатков, связанных с порядком заполнения и оформления отчета, специалист готовит проект письма о выявленных недостатках.

По истечении установленного законодательством Российской Федерации срока представления отчетов специалист выявляет некоммерческие организации, не представившие отчеты, и готовит предложения о принятии к ним мер в порядке, установленном пунктами 77-80 Административного регламента.

     Последовательность административных действий при участии должностных лиц территоральных органов в мероприятих, проводимых некоммерческими организациями (далее – мероприятие), включает в себя:

- получение информации о проведении мероприятия и принятие решения об участии в нем;

- посещение мероприятия;

- оформление итогов посещения мероприятия;

- принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер при выявлении нарушений в деятельности некоммерческой организации.

В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации при участии в мероприятии специалист готовит предложения в виде служебной записки на имя начальника территориального органа, о принятии мер по результатам контроля в порядке, установленном пунктами 77-80 Административного регламента.

 

Иные формы осуществления контроля в отношении деятельности некоммерческих организаций.

1. Анализ имеющихся в учетных делах некоммерческих организаций материалов на предмет использования герба г. Тамбова, Тамбовской области, Государственного герба РФ.

В случае выявления указанных фактов выносится предупреждение, копия которого направляется в прокуратуру. Кроме того, предупреждения направляются в УВД (государственная символика) либо администрацию Тамбовской области (символика г. Тамбова, Тамбовской области) для составления протокола об административном правонарушении.

2. Анализ имеющихся в учетных делах некоммерческих организаций материалов на предмет возможности поддержания почтовой связи по адресу некоммерческих организаций, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ.
В случае возвращения конверта вследствие отсутствия адресата первоначально по юридическому адресу направляется информационное письмо, разъясняющее обязанность либо представить документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения об адресе некоммерческих организаций, либо документ, подтверждающий нахождение некоммерческих организаций по прежнему юридическому адресу. В случае его возвращения в Управление по причине отсутствия адресата выносится предупреждение об устранении вышеуказанного нарушения законодательства.

 

 

Методика проведения проверок деятельности некоммерческих организаций

 

Проведение плановых проверок деятельности некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с Планом проверок некоммерческих организаций, утверждаемым распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области (далее – Управление).

Кроме того, при формировании плана проверок некоммерческих организаций соответствующие предложения запрашиваются у УВД Тамбовской области, прокуратуры Тамбовской области, УФСБ России по Тамбовской области, Управления по связям с общественностью администрации Тамбовской области; в случае поступления таковых предлагаемые некоммерческие организации включаются в план проверок при условии истечения 3 лет со дня государственной регистрации или окончания проведения последней плановой проверки. Также при составлении плана проверок учитывается план проверок некоммерческих организаций, проводимых Минюстом России.

В рамках подготовки к проверочным мероприятиям в случае проведения проверок структурных подразделений общероссийских общественных объединений в начале года запрашивается информация в Департаменте по делам некоммерческих организаций Минюста России о дате регистрации последних изменений, внесенных в устав общероссийских общественных объединений. В случае проведения проверок некоммерческих организаций, осуществляющих образовательную деятельность, информация о наличии (отсутствии) лицензии на право занятия образовательной деятельностью запрашивается в Управлении образования и науки Тамбовской области.

Кроме того, во всех случаях план проверок направляется в УВД Тамбовской области, прокуратуру Тамбовской области, УФСБ России по Тамбовской области, Управление по связям с общественностью администрации Тамбовской области для получения имеющейся в их распоряжении информации относительно деятельности некоммерческих организаций, включенных в план проверок, в первую очередь – о нарушениях законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которого входит в компетенцию Управления.

Служебная записка, распоряжение о проведении проверки, уведомление о проведении проверки готовятся одновременно по каждой проверке и в отношении всех некоммерческих организаций, проверяемых в квартале, в первых числах последнего месяца предыдущего квартала, что позволяет предпринять дополнительные меры по вручению уведомления о проведении проверки в случае его неполучения руководителем субъекта проверки с 1-го раза (предварительное уведомление по телефону, повторное направление по месту жительства, направление по юридическому адресу некоммерческих организаций).

По общему правилу проверки некоммерческих организаций проводятся в течение 3-рабочих недель, акт составляется в последний день проведения проверки.

Проверки проводятся коллегиально комиссией в составе специалиста, непосредственно осуществляющего проверку, и начальника отдела. Введение начальника отдела в состав комиссии объясняется несколькими причинами:

·                     начальник отдела осуществляют проверку всех документов, подготавливаемых в ходе проведения проверки, начиная от распоряжения о проведении проверки и заканчивая мерой реагирования;

·                     начальник отдела оказывает методическую помощь в ходе проведения проверки;

·                     коллегиальный состав позволяет проводить проверку в случае отсутствия одного из проверяющих (болезнь, командировка, отпуск).

Практически все проверки некоммерческих организаций, проводимые Управлением, - проверки без выезда по месту нахождения некоммерческих организаций, что объясняется спецификой юридического адреса некоммерческих организаций. Большинство из них зарегистрировано на территории г. Тамбова, что не создает трудностей для предоставления документов в Управление, кроме того, в большинстве некоммерческих организаций отсутствует штат постоянных работников, а зачастую и помещение для работы, что делает невозможным проведение выездной проверки.

Как правило, в Управление на время проведения проверки предоставляются подлинники документов, в ходе приема которых составляется акт приема-передачи, в котором также отражается перечень не представленных документов с указанием причин их отсутствия.

В ходе проведения проверки деятельности некоммерческих организаций исследуются: материалы учетного дела Организации; документы, полученные от Организации, иные документы, полученные от Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу, Инспекций ФНС России по г. Тамбову и Тамбовской области.

Анализируются:

- документы, подтверждающие численность членов некоммерческих организаций (заявления о приеме в члены, решения уполномоченного органа о приеме (исключении) из членов) на предмет соблюдения порядка приема в члены (исключения из членов некоммерческих организаций), предусмотренного уставом;

- протоколы заседаний органов некоммерческих организаций на предмет соблюдения периодичности проведения заседаний, периодичности переизбрания, полномочности принятия решений;

- предоставляемые некоммерческими организациями отчеты и информация на предмет их достоверности и полноты, а также своевременности предоставления;

- документы, подтверждающие соблюдение порядка заключения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность;

- бланки и печати некоммерческих организаций на предмет использования в них герба г. Тамбова, Тамбовской области, Государственного герба Российской Федерации;

- документы, подтверждающие полномочия лица, имеющего право без доверенности действовать от имени некоммерческих организаций;

- документы, отражающие деятельность некоммерческих организаций (протоколы заседаний органов, утверждающих программы, отчеты и т.п., первичные учетные документы и т.д.) на предмет соответствия осуществляемой деятельности уставным целям;

- документы, подтверждающие соблюдение трудового законодательства;

- первичные учетные документы на предмет соответствия расходования денежных средств уставным целям, а также их целевому назначению;

- документы, подтверждающие исполнение требований пункта 5 статьи 29 Федерального закона 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией;

- первичные учетные документы на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

- документы, подтверждающие соблюдение требований статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», согласно которой в случае, если организация является фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц, осуществляется обязательный аудит (ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации);

- документы, подтверждающие наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности;

- иные охватываемые предметом проверки документы и сведения.

По итогам проведенной проверки составляется акт проверки, который вручается руководителю некоммерческой организации (иному уполномоченному им лицу) под роспись либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае выявления в ходе проверки нарушений законодательства Российской Федерации по результатам проверки выносится одно из решений: вынесение письменного предупреждения, возбуждение дела об административном правонарушении, передачи материалов по подведомственности, направление в суд искового заявления о ликвидации.

О принятом решении уведомляется некоммерческая организация.

В журнале учета проверок должностными лицами Управления осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и вынесенном предупреждении (представлении), а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.

При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

Телефон для справок: 8 (4752) 47-65-79

 

 

31 мая 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).