Вы здесь

Государственная регистрация уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы

«В соответствии с федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) и от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ), приказами Минюста России, Управление Минюста России по Тамбовской области осуществляет государственную регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории Тамбовской области, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы.

Устав муниципального образования, как основной правовой документ муниципального образования, является документом комплексного нормативного характера и выступает связующим звеном, через которое конституционные установления и нормы федерального законодательства, законодательства субъекта Российской Федерации трансформируются в положения нормативных актов муниципальных образований. И любое внесение изменений в федеральное и региональное законодательство по вопросам, урегулированным в уставе муниципального образования, требует приведения уставов муниципальных образований в соответствие с данными изменениями, что влечет за собой необходимость их государственной регистрации для придания юридической силы.

Этим обусловлен тот факт, что государственная регистрация уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы осуществляется Управлением непрерывно, и в настоящее время сводится, в основном, к регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы. Хотя в 19 случаях в 2016 году были зарегистрированы и новые уставы муниципальных образований (3 устава муниципальных района, 1 устав городского округа и 15 уставов сельских поселений).

Данное направление является одним из ключевых направлений деятельности Управления с учетом статуса устава муниципального образования, как основного правового акта муниципального образования.

Устанавливая обязательность государственной регистрации уставов муниципальных образований на федеральном уровне, государство в целях установления единства правового пространства на всей территории Российской Федерации обеспечивает соответствие уставов муниципальных образований Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству.

В рамках государственной регистрации Управлением осуществляется:

1) проверка соответствия уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) Тамбовской области Российской Федерации, законам Тамбовской области;

2) проверка соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы;

3) антикоррупционная экспертиза уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы.

По состоянию на 31.12.2016 года Управлением зарегистрировано 336 муниципальных правовых актов (19 уставов и 317 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы), принято 27 решений об отказе в государственной регистрации, из них: 20 решений об отказе в государственной регистрации были приняты в связи с выявленными противоречиями федеральному и региональному законодательству, 16 – в связи с нарушением установленного порядка принятия и 11 – в связи с наличием коррупциогенных факторов.

Таким образом, отдельные заключения об отказе в государственной регистрации имели сразу несколько оснований для отказа.

Количество отказов в государственной регистрации сократилось.

Анализируя причины отказов в государственной регистрации, прослеживается дублирование сельскими поселениями, входящими в состав одного района, одних и тех же нарушений в уставах и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы. Это касается как порядка принятия, так и несоответствия отдельных положений федеральному и региональному законодательству и выявляемых коррупциогенных факторов.

В 2016 году решения Управления об отказе в государственной регистрации в судебном порядке не обжаловались.

С учетом изменений федерального и вслед за ним регионального законодательства, касающихся гарантий осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, в 2016 году шел процесс массового приведения уставов муниципальных образований в соответствие с указанными изменениями.

Без закрепления конкретных гарантий в уставе муниципального образования предоставление их обозначенным должностным лицам не представляется возможным. Документом, порождающим возникновение непосредственного субъективного права на получение вышеуказанных гарантий, является устав муниципального образования.

С целью единообразного применения норм федерального и регионального законодательства Управлением совместно с прокуратурой Тамбовской области по данному вопросу были подготовлены соответствующие методические рекомендации, согласно которым в уставе муниципального образования должен быть установлен перечень и объем предоставляемых в конкретном муниципальном образовании гарантий из числа предусмотренных федеральным и областным законодательством. 

В 2016 году уставы муниципальных образований претерпели изменения также в связи с произошедшими корректировками законодательства, касающимися дополнительных гарантий муниципальным служащим. Так, в Закон Тамбовской области от 04.07.2007 № 223-З «О муниципальной службе в Тамбовской области», которым такие дополнительные гарантии определены, были внесены изменения в части увеличения размера выплаты на оздоровление муниципальным служащим, что повлекло за собой и изменение уставов муниципальных образований, поскольку предоставляются указанные гарантии в соответствии с уставом муниципального образования.

Кроме того, приведение осуществлялось на основании и иных изменений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).

С целью сокращения количества нарушений при регистрации уставов муниципальных образований Управление осуществляет праворазъяснительную деятельность, оказывает следующую методическую и практическую помощь:

1) рассмотрено 189 проектов уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы, из них 186 с замечаниями, в том числе в 38 проектах выявлены коррупциогенные факторы;

2) подготовлены и размещены на сайте Управления 4 рекомендаций органам местного самоуправления по внесению изменений в уставы муниципальных образований на основании 4-х федеральных законов;

3) направлено 81 информационное письмо главам муниципальных образований с сообщением о последних изменениях действующего законодательства;

4) консультирование по телефону, на личном приеме и посредством сети «Интернет» (на страницах сайта должностные лица местного самоуправления и граждане имеют возможность задавать интересующие их вопросы и в режиме онлайн получать на них квалифицированные ответы, а также давать им собственную оценку, однако, следует заметить, что до настоящего времени должностные лица таким правом не воспользовались);

5) участие в «Днях юстиции» в муниципальных образованиях – 2;

6) публикации в местных и региональных средствах массовой информации информационных и праворазъяснительных материалов по отдельным вопросам организации местного самоуправления и регистрации уставов муниципальных образований.

Так, с целью информирования органов местного самоуправления о последних изменениях законодательства в сфере местного самоуправления в июне текущего года была размещена на сайте Управления в сети «Интернет» статья: «Деятельность органов юстиции по обеспечению законности уставов муниципальных образований».

На стенде Управления размещены образцы необходимых документов, представляемых на государственную регистрацию, вся необходимая информация размещена на официальном сайте Управления в сети «Интернет» в разделе «Уставы муниципальных образований» и постоянно обновляется.

В 2016 году была актуализирована памятка главам муниципальных образований, которая выдается главам муниципальных образований и содержит в себе краткое описание основных этапов принятия и государственной регистрации уставов муниципальных образований, а также Методические рекомендации по подготовке проектов уставов, принятию и государственной регистрации уставов муниципальных образований.

Сотрудники Управления принимают активное участие в мероприятиях по повышению квалификации муниципальных служащих по вопросам уставного нормотворчества. Так, в 2016 году начальником отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований Управления было принято участие в программе повышения квалификации муниципальных служащих «Актуальные вопросы организации деятельности органов местного самоуправления», реализуемой Тамбовским филиалом РАНХиГС, и такая практика существует уже не первый год (проведено 5 лекций).

Не реже, чем раз в полугодие Управлением проводятся анализ отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований (февраль, август 2016) и анализ предоставления сведений об опубликовании (февраль, июнь, декабрь 2016), которые были доведены до сведения глав муниципальных образований области, размещены на сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также направлены в управление по взаимодействию с органами местного самоуправления администрации области и Ассоциацию «Совет муниципальных образований Тамбовской области».

Прокуратурой области и Управлением на постоянной основе анализируется состояние законности уставов муниципальных образований и соответствие действующему законодательству.

 

Совокупность обозначенных мер способствует значительному повышению качества подготовки органами местного самоуправления документов и позволяет поддерживать уставы муниципальных образований в состоянии, соответствующем федеральному и региональному законодательству.

За период с 01.01.2017 по 30.06.2017 приведено в соответствии с действующим законодательством 90 уставов муниципальных образований Тамбовской области. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области проведена государственная регистрация уставов и муниципальных актов о внесении изменений в уставы следующих муниципальных образований:

Районы (17 районов)

Моршанский район

Никифоровский район

Бондарский район

Кирсановский район

Умётский район

Токарёвский район

Ржаксинский р-н

Староюрьевский р-н

Мордовский район

Уваровский район

Петровский район

Гавриловский район

Сосновский района

Никифоровский район

Инжавинский район

Тамбовский район

Рассказовский район

Города (3 города)

г. Рассказово

г. Котовск

г. Мичуринск

 

Поселения (70 поселений)

Бондарский район (1 поселение)

Бондарский с/с

 

Жердевский район (1 поселение)

город Жердевка

 

Кирсановский район (4 поселения)

Уваровщинский с/с

Ковыльский с/с

Калаисский с/с

Голынщинский с/с

 

Мордовский район (5 поселения)

Мордовский п/с

Новопокроский с/с

Шмаровский с/с

Александровский с/с

Шульгинский с/с

 

Никифоровский район (4 поселения)

Юрловский с/с

Екатерининский с/с

Озёрский с/с

Сабуро-Покровский с/с

 

Первомайский район (8 поселений)

Первомайский поссовет

Новоклёнский с/с

Новосеславинский с/с

Новоспасский с/с

Новоархангельский с/с

Староклёнский с/с

Старосеславинский с/с

Чернышевский с/с

 

Петровский район (3 поселения)

Успеновский с/с

Яблоновецкий с/с

Первомайский с/с

 

Рассказовский район (13 поселений)

Татарщинский,

Платоновский,

Рождественский,

Пичерский,

Озёрский,

Новогородовский,

Верхнеспасский,

Зелёновский,

Саюкинский,

Дмитриевщинский,

Никольский,

Нижнеспасский,

Хитровский

 

Староюрьевский район (10 поселений)

Новиковский с/с

Поповский с/с

Новоюрьевский с/с

Мезинецкий с/с

Подгорненский с/с

Спасский с/с

Большедороженский с/с

Вишневский с/с

Поповский с/с

Староюрьевский с/с

 

Тамбовский район (4 поселения)

Селезнёвский с/с

Беломестнокриушинский с/с

Покрово-пригородный с/с

Авдеевский с/с

 

Токаревский район (9 поселений)

Троицкоросляйский с/с

Полетаевский  с/с

Чичеренский с/с

Даниловский с/с/

Сергиевский с/с/

Абакумоский с/с/

Александровский с/с/

Гладышевский  с/с/

Безукладовский с/с/

 

Уваровский район (7 поселений)

Березовский с/с

Павлодарский с/с

Верхнешибряйский с/с

Лучевский с/с

Моисеево-Алабушинский с/с

Подгорненский с/с

Нижнешибряйский с/с

 

Уметский район (1 поселение)

Сулакский с/с

 

По состоянию на 30.06.2017 года 31пакет документов находится на рассмотрении.

Из них на рассмотрении:

Районы (4 района)

Моршанский район

Мичуринский район

Первомайский район

Пичаевский район

 

Поселения (27 поселений)

Инжавинский район (14 поселений)

Инжавинский п/с

Караульский с/с

Калугинский с/с

Карай-Салтыковский с/с

Марьевский с/с

Михайловский с/с

Красивский с/с

Землянский с/с

Никитинский с/с

Чернавский с/с

Паревский с/с

Караваинский с/с

Николинский с/с

Балыклейский с/с

 

Кирсановский район (2 поселения)

Ленинский с/с

Иноковский с/с

 

Мордовский район (1 поселение)

Новопокровский п/с

 

Мичуринский район (2 поселение)

Глазковский с/с

Терский с/с

 

Мучкапский район (1 поселение)

Мучкапский п/с

 

Петровский район (3 поселения)

Вочковский с/с

Покрово-Чичеринский с/с

Кочетовский с/с

 

Страроюрьевский район (2 поселения)

Новиковский с/с

Староюрьевский с/с

 

Тамбовский район (2 поселения)

Челнавский с/с

Цнинский с/с

 

В рамках участия в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления, в первом полугодии 2017 году рассмотрено 49 проектов уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы. 30 проектов находятся в стадии рассмотрения.

Из них на рассмотрении:

Районы (1 район)

Кирсановский район

 

Города (2 города)

г. Кирсанов

г. Уварово

 

Поселения (27 поселений)

 

Гавриловский район (1 поселение)

Булгаковский с/с

 

Никифоровский район (4 поселения)

Юрловский с/с

Ярославский с/с

Сабуро-Покровский с/с

Дмитриевский с/с

 

Пичаевский район (7 поселений)

Покрово-Васильевский с/с

Подъемский с/с

Большешереметьевский с/с

Большеломовисский с/с

Егоровский с/с

Байловский с/с

Вяжлинский с/с

 

Ржаксинский район (7 поселений)

Каменский с/с

Степановский с/с

Гавриловский с/с

Золотовский с/с

Лукинский с/с

Богданоский с/с

Волхонщинский с/с

 

Сосновский район (1 поселение)

Октябрьский с/с

 

Тамбовский район (7 поселений)

Суравский с/с

Горельский с/с

Комсомольский с/с

Тулиновский с/с

Новосельцевский с/с

Бокинский с/с

 

Лысогорский с/с

28 мая 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).