Вы здесь

Государственная регистрация уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы

В соответствии с федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) и от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ), приказами Минюста России, Управление Минюста России по Тамбовской области осуществляет государственную регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории Тамбовской области, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы.

Устав муниципального образования, как основной правовой документ муниципального образования, является документом комплексного нормативного характера и выступает связующим звеном, через которое конституционные установления и нормы федерального законодательства, законодательства субъекта Российской Федерации трансформируются в положения нормативных актов муниципальных образований. И любое внесение изменений в федеральное и региональное законодательство по вопросам, урегулированным в уставе муниципального образования, требует приведения уставов муниципальных образований в соответствие с данными изменениями, что влечет за собой необходимость их государственной регистрации для придания юридической силы.

Этим обусловлен тот факт, что государственная регистрация уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы осуществляется Управлением непрерывно, и в настоящее время сводится, в основном, к регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы. Хотя в 17 случаях в отчетном периоде были зарегистрированы и новые уставы муниципальных образований (1 устав муниципального района и 16 уставов сельских поселений). В АППГ Управлением было зарегистрировано 19 новых уставов муниципальных образований (3 устава муниципальных районов, 1 устав городского округа и 15 уставов сельских поселений).

В рамках государственной регистрации Управлением осуществляется:

1) проверка соответствия уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) Тамбовской области Российской Федерации, законам Тамбовской области;

2) проверка соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы;

3) антикоррупционная экспертиза уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы.

По состоянию на 31.12.2017 Управлением зарегистрировано 335 муниципальных правовых актов (17 уставов и 318 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы) (АППГ – 336, из них: 19 уставов и 317 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы), принято 31 решение об отказе в государственной регистрации (АППГ – 27), из них: 19 решений об отказе в государственной регистрации принято в связи с выявленными противоречиями федеральному и региональному законодательству (АППГ – 20), 15 – в связи с нарушением установленного порядка принятия устава (АППГ – 18) и 21 – в связи с наличием коррупциогенных факторов (АППГ – 11).

Стоит отметить, что количество зарегистрированных в отчетном периоде муниципальных правовых актов держится на уровне АППГ.

В рассматриваемом периоде уставы муниципальных образований претерпели корректировки в связи с произошедшими изменениями, касающимися дополнительных гарантий муниципальных служащих, изменений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), внесенных в декабре 2016 года, а также на основании иных изменений Федерального закона № 131-ФЗ.

Количество отказов в государственной регистрации по сравнению с АППГ увеличилось и, по-прежнему, сохраняется на высоком уровне. Исходя из анализа основных причин отказов в государственной регистрации, можно указать на дублирование сельскими поселениями, входящими в состав одного района, одних и тех же нарушений в уставах и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы. Прежде всего это касается несоответствия отдельных положений уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований федеральному и региональному законодательству и выявляемых коррупциогенных факторов.

В отчетном периоде решения Управления об отказе в государственной регистрации не обжаловались.

С целью сокращения количества нарушений при принятии уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований) Управление осуществляет активную праворазъяснительную деятельность, оказывает методическую и практическую помощь. Так в рамках указанного направления:

1) рассмотрено 176 проектов уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы (АППГ –189), все с замечаниями (АППГ – 186), в 35 выявлены коррупциогенные факторы (АППГ – 38);

2) подготовлены и размещены на сайте Управления рекомендации органам местного самоуправления по внесению изменений в уставы муниципальных образований на основании 10-и федеральных законов (АППГ – 4-х федеральных законов);

3) направлено 103 информационных письма главам муниципальных образований с сообщением о последних изменениях действующего законодательства (АППГ – 81).

4) сотрудники Управления принимают участие в мероприятиях, проводимых Ассоциацией «Совет муниципальных образований Тамбовской области». В частности, 10.02.2017 заместитель начальника Управления приняла участие в совещании рабочей группы Ассоциации «Совет муниципальных образований Тамбовской области» по подготовке сводного доклада о состоянии местного самоуправления в Тамбовской области, который впоследствии стал частью ежегодного доклада Общероссийского Конгресса муниципальных образований в Правительство Российской Федерации.

21.04.2017 и.о. начальника Управления принял участие в заседании круглого стола, организованного Ассоциацией «Совет муниципальных образований Тамбовской области», на тему: «Местное самоуправление: опыт и перспективы». На заседании был заслушан проект регионального доклада «О состоянии местного самоуправления в Тамбовской области, перспективы его развития», а также рассмотрены вопросы, касающиеся развития гражданского общества и реализации гражданских инициатив на муниципальном уровне, взаимодействия избирательных комиссий с органами местного самоуправления.

15.12.2017 начальник отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения федерального регистра, ведения реестра уставов муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований приняла участие в работе Общего собрания Ассоциации «Совет муниципальных образований Тамбовской области».

Работа Общего собрания Ассоциации «Совет муниципальных образований Тамбовской области» строилась на обсуждении актуального в настоящее время вопроса о развитии различных форм участия граждан в решении вопросов местного значения. По итогам работы Общего собрания были сформулированы ряд поручений Правлению и исполнительной дирекции АСМО Тамбовской области, а также отдельные рекомендации главам муниципальных образований, главам администрации муниципальных образований и председателям представительных органов муниципальных образований.

Также, сотрудники Управления принимают участие в выездных заседаниях Совета Палаты поселений Ассоциации «Совет муниципальных образований Тамбовской области», где доводят до сведения представителей муниципальных образований информацию о последних изменениях действующего законодательства и об отдельных проблемных вопросах, связанных с государственной регистрацией уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

5) консультирование по телефону, на личном приеме и посредством сети «Интернет» (на страницах сайта должностные лица местного самоуправления и граждане имеют возможность задавать интересующие их вопросы и в режиме онлайн получать на них квалифицированные ответы, а также давать им собственную оценку, однако, следует заметить, что до настоящего времени должностные лица таким правом не воспользовались);

6) участие в «Днях юстиции» в муниципальных образованиях – 2 (АППГ – 2);

7) публикации в местных и региональных средствах массовой информации информационных и праворазъяснительных материалов по отдельным вопросам организации местного самоуправления и регистрации уставов муниципальных образований (1 публикация) (АППГ – 1);

8) регулярное участие в видеоконференциях с главами муниципальных образований, организуемых администрацией Тамбовской области по вопросу государственной регистрации изменений в уставы муниципальных образований – в июне и декабре текущего года проведены 2 видеоконференции (АППГ – 2).

На стенде Управления размещены образцы необходимых документов, представляемых на государственную регистрацию, кроме того, вся необходимая информация размещена на официальном сайте Управления в сети «Интернет» в разделе «Уставы муниципальных образований» и постоянно обновляется.

Для использования в работе главам муниципальных образований Управлением разработана и актуализирована в отчетном периоде памятка, содержащая в себе краткое описание основных этапов принятия и государственной регистрации уставов муниципальных образований. Также, разработаны и размещены на официальном сайте Управления Методические рекомендации по подготовке проектов уставов, муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований).

Сотрудники Управления принимают участие в мероприятиях по повышению квалификации муниципальных служащих в вопросах уставного нормотворчества. В настоящее время принято решение об участии сотрудников Управления в обучении муниципальных служащих совместно с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Тамбовской области», посредством проведения плановых выездных обучающих семинаров.

Не реже, чем раз в полугодие Управлением проводятся анализ отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований и анализ предоставления сведений об опубликовании, которые доводятся до сведения глав муниципальных образований области, размещаются на сайте Управления в сети «Интернет», а также направляются в управление по взаимодействию с органами местного самоуправления администрации области и Ассоциацию «Совет муниципальных образований Тамбовской области».

Случаев оставления уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы без рассмотрения, на основании того, что к ним не приложены документы, указанные в статье 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», или представленные документы не соответствуют требованиям, предъявляемым названной статьей, в отчетном периоде не было (в АППГ возвратов по данному основанию также не было).

Значительную роль в формировании качественной нормативной базы муниципальных образований играет сотрудничество Управления с прокуратурой области. Прокуратурой области и Управлением проводятся постоянные сверки приведения уставов муниципальных образований в соответствие с действующим федеральным законодательством, ежемесячно направляются в прокуратуру области заключения об отказе в государственной регистрации в связи с выявленными коррупциогенными факторами. Осуществляется совместное определение правовой позиции по отдельным вопросам уставного регулирования в целях единообразной правоприменительной практики органов местного самоуправления.

Тесное сотрудничество органов государственной власти, органов прокуратуры и органов местного самоуправления способствует значительному повышению качества муниципального нормотворчества, позволяет своевременно решать возникающие вопросы и поддерживать уставы муниципальных образований в актуальном состоянии, что, в свою очередь, способствует повышению законности в деятельности органов местного самоуправления.

На конец отчетного периода, как и в АППГ, в государственном реестре муниципальных образований Российской Федерации содержатся сведения о 277 действующих муниципальных образованиях (23 муниципальных района, 7 городских округов, 13 городских поселений и 234 сельских поселения) и о 138 исключенных муниципальных образованиях.

По состоянию на 31.12.2017 в государственном реестре уставов муниципальных образований содержится 3852 уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы (АППГ – 3516) (из них 1768 действующих (АППГ – 1623)). Количество сведений, предоставленных в отчетном периоде из государственного реестра уставов муниципальных образований – 54 (АППГ – 60).

Сведений из государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации в отчетном периоде запрошено в отношении 54 документов (АППГ – 60).

 

С целью поддержания базы данных государственного реестра уставов муниципальных образований в актуальном состоянии, уставы и муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы включаются в электронном виде в ИС «РУМО» в день государственной регистрации. Обновления в федеральный банк данных государственного реестра уставов муниципальных образований отправляются ежедневно.

28 мая 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).