Вы здесь

Проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и их проектов на предмет соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации проводит правовую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Правовая экспертиза заключается в правовой оценке формы акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства. В ходе правовой экспертизы оценивается также соответствие акта требованиям юридической техники, т.е. наличие необходимых реквизитов, построение, правильность использования юридической терминологии. Правовая экспертиза проводится в срок до 30 дней с момента поступления правового акта, однако при необходимости этот срок может быть продлен, но не более чем на месяц.

По результатам проведения правовой экспертизы составляется мотивированное экспертное заключение. 

При выявлении в акте положений, не соответствующих Конституции Российской Федерации и (или) федеральному законодательству, мотивированное экспертное заключение, содержащее предложение об отмене данного акта или приведении его в соответствие с Конституцией Российской Федерации и (или) федеральным законодательством для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений направляется в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший нормативный акт. Экспертное заключение на акт, затрагивающий компетенцию территориальных органов федеральных органов исполнительной власти или иных государственных органов, при необходимости может быть направлено в их адрес.

Повторные экспертизы нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации проводятся также по поручению Минюста России, Главного управления Минюста России по Москве, запросам аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, органов государственной власти субъекта Российской Федерации или по собственной инициативе.

В случае, если орган государственной власти, принявший нормативный правовой акт, не предпринимает мер по приведению его в соответствие с Конституцией Российской Федерации и (или) федеральным законодательством территориальный орган передает в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования экспертное заключение и другие документы о несоответствии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации Конституции Российской Федерации и (или) федеральному законодательству.

В отчетном периоде по результатам проведенной правовой экспертизы подготовлено 1461 экспертное заключение, из них: 2 на Устав (Основной Закон) Тамбовской области Российской Федерации, 203 на законы Тамбовской области, 14 на постановления Тамбовской областной Думы, 733 на постановления администрации Тамбовской области, 69 на постановления главы администрации Тамбовской области, 440 на акты иных органов исполнительной власти области.

В отношении 57 нормативных правовых актов области подготовлено 63 экспертных заключения о несоответствии федеральному законодательству, из них: в отношении законов Тамбовской области – 5 экспертных заключений, постановлений администрации Тамбовской области –19, постановлений главы администрации области – 4, актов иных органов исполнительной власти –35.

Органы государственной власти Тамбовской области соглашаются с выводами, изложенными в экспертных заключениях, и вносят соответствующие изменения либо признают нормативный правовой акт утратившим силу. Все подготовленные Управлением экспертные заключения на нормативные правовые акты области своевременно рассматриваются.

В то же время, имеются случаи несогласия с позицией Управления. Так, в отношении 3-х отрицательных экспертных заключений Управления, подготовленных в 2016 году, 29.12.2016 поступили ответы Тамбовской областной Думы о несогласии с изложенными выводами, которые в настоящее время находятся на рассмотрении.

Всего по состоянию на 31.12.2016 года на основании 52 экспертных заключений Управления 47 региональных актов приведены в соответствие с действующим законодательством, еще 11 отрицательных экспертных заключений в отношении 10 региональных актов находятся в стадии рассмотрения, из них: по 3-м заключениям 29.12.2016 поступили ответы о несогласии, которые в настоящее время рассматриваются Управлением, по 1 заключению главой администрации области 26.12.2016 принят изменяющий акт, который в Управление еще не поступил, по 6 заключениям подготовлены проекты изменений.

Несоответствия федеральному законодательству были выявлены в следующих сферах правового регулирования:

-жилищное законодательство – 1;

-законодательство в социальной сфере – 16;

-законодательство в сфере государственной гражданской службы – 0;

-градостроительное законодательство – 2;

-законодательство в сфере образования – 1;

-законодательство в сфере предпринимательства – 1;

-законодательство в сфере здравоохранения – 1;

-законодательство в сфере охраны окружающей среды и природопользования – 4;

-иные сферы законодательства – 37.

В 2016 году в Управление поступило 203 проекта, 4 проекта находились на рассмотрении по состоянию на 01.01.2016. Из них рассмотрено 203 проекта (5 проектов поправок к Уставу (Основному Закону) Тамбовской области Российской Федерации, 158 проектов законов Тамбовской области, 12 проектов постановлений областной Думы и 28 проектов приказов иных органов исполнительной власти области), из них в отношении 49 проектов, что составило 24,1% (22 проекта законов и 27 проектов приказов иных органов исполнительной власти области) были подготовлены замечания и предложения.

По состоянию на 31.12.2016 в отношении 41 проекта замечания. Управления учтены при принятии нормативных правовых актов, 4 проекта сняты с дальнейшего рассмотрения и (или) направлены на доработку, замечания еще в отношении 4 проектов (3 проекта законов области и 1 проект приказа органа исполнительной власти) находятся в стадии рассмотрения.

В 2016 году в 27 проектах были выявлены противоречия федеральному законодательству.

Несоответствия федеральному законодательству были выявлены в проектах, регулирующих следующие сферы общественных отношений:

- законодательство в социальной сфере – 8;

- административное законодательство – 2;

- избирательное законодательство – 1;

- в сфере организации местного самоуправления - 4;

- в сфере образования – 3;

- иные сферы – 9.

Прокуратура области и Управление в пределах своей компетенции осуществляют взаимодействие по вопросам приведения регионального законодательства в соответствие с требованиями федерального законодательства; выработки единой позиции по принимаемым нормативным правовым актам; выявления и устранения пробелов и противоречий в региональном и федеральном законодательстве.

Ежемесячно проводится обмен информацией об актах, содержащих противоречия федеральному законодательству.

Управление направляет в прокуратуру области отрицательные экспертные заключения, сообщает о случаях длительного отсутствия реакции органов государственной власти области на отрицательные экспертные заключения Управления. Прокуратура, в свою очередь, информирует Управление о результатах рассмотрения данных заключений, а также представляет копии актов прокурорского реагирования на нормативные правовые акты области для включения их в федеральный регистр нормативных правовых актов Тамбовской области в качестве дополнительных сведений.

По результатам рассмотрения экспертных заключений Управления в 2016 году прокуратурой области акты прокурорского реагирования не выносились.

Управлением постоянно отслеживаются изменения в федеральном законодательстве, проводится постоянная ревизия принятых актов, содержащихся в регистре, и по истечении трехмесячного срока после вступления в силу изменений федерального законодательства проводится их повторная правовая экспертиза. Эта работа имеет положительный эффект и позволяет своевременно актуализировать региональное законодательство.

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).