Вы здесь

Проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и их проектов на предмет соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации проводит правовую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Правовая экспертиза заключается в правовой оценке формы акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства. В ходе правовой экспертизы оценивается также соответствие акта требованиям юридической техники, т.е. наличие необходимых реквизитов, построение, правильность использования юридической терминологии. Правовая экспертиза проводится в срок до 30 дней с момента поступления правового акта, однако при необходимости этот срок может быть продлен, но не более чем на месяц.

По результатам проведения правовой экспертизы составляется мотивированное экспертное заключение.

При выявлении в акте положений, не соответствующих Конституции Российской Федерации и (или) федеральному законодательству, мотивированное экспертное заключение, содержащее предложение об отмене данного акта или приведении его в соответствие с Конституцией Российской Федерации и (или) федеральным законодательством для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений направляется в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший нормативный акт. Экспертное заключение на акт, затрагивающий компетенцию территориальных органов федеральных органов исполнительной власти или иных государственных органов, при необходимости может быть направлено в их адрес.

Повторные экспертизы нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации проводятся также по поручению Минюста России, Главного управления Минюста России по Москве, запросам аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, органов государственной власти субъекта Российской Федерации или по собственной инициативе.

В случае, если орган государственной власти, принявший нормативный правовой акт, не предпринимает мер по приведению его в соответствие с Конституцией Российской Федерации и (или) федеральным законодательством территориальный орган передает в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования экспертное заключение и другие документы о несоответствии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации Конституции Российской Федерации и (или) федеральному законодательству.

В отчетном периоде по результатам проведенной правовой экспертизы подготовлено 1290 экспертное заключение, из них: 4 на Устав (Основной Закон) Тамбовской области Российской Федерации, 186 на законы Тамбовской области, 4 на постановления Тамбовской областной Думы, 611 на постановления администрации Тамбовской области, 84 на постановления главы администрации Тамбовской области, 401 на акты иных органов исполнительной власти области.

По результатам проведенных экспертиз подготовлено 40 экспертных заключений о несоответствии федеральному законодательству: из них в отношении 3 постановлений главы администрации области, 37 актов иных органов исполнительной власти. В АППГ подготовлено 63 экспертных заключения о несоответствии федеральному законодательству, из них: в отношении законов Тамбовской области – 5 экспертных заключений, постановлений администрации Тамбовской области – 19, постановлений главы администрации области – 4, актов иных органов исполнительной власти – 35.

Причиной снижения количества подготовленных Управлением экспертных заключений о несоответствии федеральному законодательству является активизация работы с проектами нормативных правовых актов, в связи с чем нормативные правовые акты, прошедшие предварительную правовую и антикоррупционную экспертизы на стадии проекта, поступают в Управление для включения в федеральный регистр и проведения экспертиз без нарушений.

Органы государственной власти Тамбовской области соглашаются с выводами, изложенными в экспертных заключениях, и вносят соответствующие изменения либо признают нормативный правовой акт утратившим силу. Так, за рассматриваемый период возражения в адрес Управления ни в отношении экспертных заключений о несоответствии федеральному законодательству, ни в отношении экспертных заключений с выводами о наличии коррупциогенных факторов, не поступали.

Всего по состоянию на 31.12.2017 на основании экспертных заключений Управления 30 региональных актов приведены в соответствие с действующим законодательством (АППГ – 73), из них 23 нормативных правовых акта приведены на основании экспертных заключений Управления, подготовленных в отчетном периоде, и 7 нормативных правовых актов – на основании экспертных заключений Управления, подготовленных в 2016 году.

Управлением постоянно отслеживается динамика федерального законодательства, проводится постоянная ревизия принятых актов, содержащихся в регистре, и по истечении трехмесячного срока после вступления в силу изменений федерального законодательства проводится их повторная правовая экпертиза. Данная работа имеет положительный эффект и позволяет своевременно актуализировать региональное законодательство.

Так, за отчетный период проведена повторная экспертиза 38 региональных нормативных актов (АППГ – 22), по результатам которой подготовлено 11 заключений о несоответствии федеральному законодательству (экспертиза проведена в связи с изменением федерального законодательства) (АППГ – 20 – о несоответствии).

Несоответствия федеральному законодательству были выявлены в следующих сферах правового регулирования:

Жилищное законодательство – 3 (АППГ – 1);

Законодательство в социальной сфере – 4 (АППГ – 16);

Градостроительное законодательство – 3 (АППГ – 2);

Земельное законодательство – 2 (АППГ – 0);

Законодательство в сфере предпринимательства – 4 (АППГ – 1);

Иные сферы законодательства – 24 (АППГ – 37).

В отчетном периоде не были выявлены несоответствия федеральному законодательству в таких сферах как: административное законодательство, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетное и налоговое законодательство, законодательство в сфере государственной гражданской службы, законодательство в сфере образования, законодательство в сфере здравоохранения, законодательство в сфере охраны окружающей среды и природопользования, избирательное законодательство.

В отчетном периоде в рамках участия в нормотворческой деятельности органов государственной власти Тамбовской области Управлением рассмотрено 277 проектов (АППГ – 203), из них: 5 проектов поправок к Уставу (Основному Закону) Тамбовской области Российской Федерации (АППГ – 5), 198 проектов законов Тамбовской области (АППГ – 158), 8 проектов постановлений областной Думы (АППГ – 12), 3 проекта постановлений администрации Тамбовской области (АППГ – 0), 63 проекта приказов иных органов исполнительной власти области (АППГ – 28). Замечания и предложения подготовлены по 60 проектам (АППГ – 49), в их числе: 3 проекта законов области (АППГ – 22), 1 проект постановления администрации Тамбовской области (АППГ – 0) и 56 проектов приказов иных органов исполнительной власти области (АППГ – 27).

По состоянию на 31.12.2017 в 41 проекте нормативных правовых актов замечания Управления учтены при принятии нормативных правовых актов (АППГ – 41).

Подготовленные в 2017 году замечания на региональные проекты состояли в несоответствии федеральному законодательству – 20 (АППГ – 27), нарушении правил юридической техники – 55 (АППГ – 38) и наличии коррупциогенных факторов – 25 (АППГ – 14).

Несоответствия федеральному законодательству были выявлены в проектах, регулирующих следующие сферы общественных отношений:

- законодательство в социальной сфере – 3 (АППГ – 8);

- градостроительное законодательство – 1 (АППГ – 0);

- законодательство в сфере предпринимательства – 4 (АППГ – 0);

- законодательство в сфере охраны окружающей среды и природопользования – 2 (АППГ – 0);

- иные сферы – 10 (АППГ – 9).

В отчетном периоде, также, как и в АППГ, Управлением самостоятельно проекты нормативных правовых актов области не разрабатывались.

Прокуратура области и Управление в пределах своей компетенции осуществляют взаимодействие по вопросам приведения регионального законодательства в соответствие с требованиями федерального законодательства; выработки единой позиции по принимаемым нормативным правовым актам; выявления и устранения пробелов и противоречий в региональном и федеральном законодательстве.

Ежемесячно проводится обмен информацией об актах, содержащих противоречия федеральному законодательству.

Управление направляет в прокуратуру области отрицательные экспертные заключения, сообщает о случаях длительного отсутствия реакции органов государственной власти области на отрицательные экспертные заключения Управления. Прокуратура, в свою очередь, информирует Управление о результатах рассмотрения данных заключений, а также представляет копии актов прокурорского реагирования на нормативные правовые акты области для включения их в федеральный регистр нормативных правовых актов Тамбовской области в качестве дополнительных сведений.

 

По результатам рассмотрения экспертных заключений Управления в 2017 году прокуратурой области акты прокурорского реагирования не выносились.

26 мая 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).