Вы здесь

Анализ отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований за II полугодие 2015 года

Анализ отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований за II полугодие 2015 года

 

Государственная регистрация уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы осуществляется в соответствии с федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Федеральный закон       № 97-ФЗ), Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» и другими нормативными правовыми акт.

В соответствии с приказами Министерства юстиции Российской Федерации от 31.05.2012 № 88 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований», от 03.03.2014 № 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области (далее – Управление) является территориальным органом уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере государственной регистрации уставовмуниципальных образований.

Государственная регистрация уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы включает в себя проведение проверки уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы на соответствие их Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) Тамбовской области Российской Федерации, законам Тамбовской области, проверку соблюдения установленного в соответствии с федеральным законодательством порядка принятия устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав), проведение антикоррупционной экспертизы указанных муниципальных правовых актов.

На территории Тамбовской области по состоянию на 31.12.2015 в государственном реестре уставов муниципальных образований содержится 3166 уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы (1437 действующих: из них 277 уставов, 1160 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы).

Запериод с  01.07.2015 по 31.12.2015 года на государственную регистрацию поступило 187 муниципальных правовых актов, из них 23 устава муниципальных образований и 164 муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы (во IIполугодии 2014 года - 33 и 102 соответственно).

За рассматриваемый период зарегистрировано 186 муниципальных правовых актов, из них 18 уставов муниципальных образований и 168 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы (во IIполугодии 2014 года - 18 и 112 соответственно).

В отношении 4-х уставов муниципальных образований и 11 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы были приняты решения об отказе в государственной регистрации, что составляет 8,2 % от общего числа поступивших муниципальных правовых актов (в аналогичном периоде прошлого года в отношении 11 уставов муниципальных образований и 13 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы).

В текущем периоде 6 уставов и 31 муниципальный правовой акт о внесении изменений в уставы приведены в соответствие с федеральным законодательством после отказа в государственной регистрации (во IIполугодии 2014 года 8 и 29 соответственно).

За рассматриваемый период коррупциогенные факторы выявлены в 5 муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы (в аналогичном периоде прошлого года коррупциогенные факторы выявлены в 2 уставах муниципальных образований).

Учитывая, что в Iполугодии 2015 годы решения об отказе в государственной регистрации были приняты в отношении 3-х уставов муниципальных образований и 27 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы, можно сделать вывод о том, что во IIполугодии 2015 года количество отказов в государственной регистрации сокращается, однако все еще сохраняется на достаточно высоком уровне.

Анализируя основные причины отказов в государственной регистрации во IIполугодии 2015 года, их условно можно разделить на 3 категории: противоречие федеральному законодательству, нарушение порядка принятия устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав), а также наличие коррупциогенных факторов.

Следует отметить, что 10 решений об отказе в государственной регистрации имели сразу несколько разных оснований для отказа.

Так, за рассматриваемый период в связи с выявленными противоречиями федеральному законодательству было принято 4 решения об отказе в государственной регистрации в отношении уставов муниципальных образований и 10 решений об отказе в отношении муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы. Противоречия выражались в следующем:

1) несоответствие федеральному законодательству перечня вопросов местного значения муниципального образования (Митропольский сельсовет Бондарского района, Марьинский сельсовет Кирсановского района);

2) несоответствие федеральному законодательству перечня полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (Токарёвский район, Первомайский поссовет Первомайского района);

3) несоответствие положений, касающихся проведения местного референдума, статье 22 Федерального закона № 131-ФЗ (Митропольский сельсовет Бондарского района);

4) несоответствие положений, касающихся проведения публичных слушаний, статье 28 Федерального закона № 131-ФЗ (Митропольский сельсовет Бондарского района);

5) несоответствие положений, касающихся проведения собрания граждан, статье 29 Федерального закона № 131-ФЗ (Митропольский сельсовет Бондарского района);

6) несоответствие видов муниципального контроля федеральному законодательству (Митропольский, Граждановский сельсоветы Бондарского района);

7) несоответствие положений, касающихся структуры органов местного самоуправления муниципального образования, требованиям федерального законодательства (Токарёвский район);

8) отсутствие в уставе муниципального района срока полномочий депутатов представительного органа в нарушение части 2  статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ (Токарёвский район);

9)  несоответствие положений, касающихся опубликования проекта местного бюджета, части 6 статьи 52 Федерального закона № 131-ФЗ (Красносвободненский сельсовет Тамбовского района, Шмаровский сельсовет Мордовского района, Митропольский сельсовет Бондарского района, Зелёновский, Троицкоросляйский сельсоветы Сосновского района, Марьинский сельсовет Кирсановского района);

10) неверное указание на вступление в силу устава муниципального образования (решения о внесении изменений в устав), либо его отдельных положений в нарушение части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ (Токарёвский район, Первомайский поссовет Первомайского района, Соколовский сельсовет Кирсановского района, Красносвободненский сельсовет Тамбовского района, Шмаровский сельсовет Мордовского района, Митропольский, Граждановский сельсоветы Бондарского района);

11) установление положений, находящихся за пределами компетенции органов местного самоуправления муниципального образования (Красносвободненский сельсовет Тамбовского района).

Помимо перечисленных нарушений федерального законодательства, в ходе проверки документов, представленных на государственную регистрацию, также были выявлены нарушения регионального законодательства, а именно несоответствие перечня вопросов местного значения перечню, установленному Законом Тамбовской области от 12.11.2014 № 462-З «О закреплении за сельскими поселениями Тамбовской области вопросов местного значения» (Митропольский, Граждановский сельсоветы Бондарского района, Марьинский сельсовет Кирсановского района, Бибиковский, Оржевский, Глуховский  сельсоветы Умётского района).

В ходе проверки соблюдения порядка принятия муниципальных правовых актов во II полугодии 2015 года было принято 2 решения об отказе в государственной регистрации в отношении уставов муниципальных образований и 5 решений об отказе в отношении муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы. Основаниями послужило следующее:

1) опубликование проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав без одновременного опубликования установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту и порядка участия граждан в его обсуждении, в случаях, когда данные порядки обязательны для опубликования в соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ (Шмаровский сельсовет Мордовского района);

2)  принятие устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав) с нарушением тридцатидневного срока с момента опубликования его проекта до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав) в окончательной редакции (Граждановский сельсовет Бондарского района, Бибиковский сельсовет Умётского района, Троицкоросляйский, Зелёновский сельсоветы Сосновского района);

3) опубликование незарегистрированного муниципального правового акта о внесении изменений в устав и отсутствие сведений об опубликовании проекта указанного муниципального правового акта (Глазковский  сельсовет Мичуринского района);

4) опубликование проекта решения о принятии устава муниципального образования без опубликования самого проекта устава (Заворонежский сельсовет Мичуринского района);

5) дата выхода печатного средства массовой информации с опубликованным проектом муниципального правового акта о внесении изменений в устав ранее даты принятия опубликованного проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав, в связи с чем, не представляется возможным установить срок с момента опубликования проекта решения до момента принятия решения в окончательной редакции (Шмаровский сельсовет Мордовского района);

6) представление протокола заседания представительного органа муниципального образования, на котором был принят проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав вместо протокола заседания, на котором решение о внесении изменений принято в окончательной редакции, в связи с чем не представляется возможным проверить, был ли соблюден необходимый кворум при принятии решения, установленный частью 5 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ (Шмаровский сельсовет Мордовского района).

В ходе проведения проверки представленных документов была проведена антикорупционная экспертиза, по результатам которой в 5 муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы выявлены коррупциогенные факторы, которые также послужили основанием для отказа в государственной регистрации.

Практически во всех случаях был выявлен коррупциогенный фактор, выражающийся в наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц), предусмотренный подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее – Методика) (Глуховский, Оржевский, Бибиковский сельсоветы Умётского района, Соколовский сельсовет Кирсановского района).

Помимо прочего, в решении о внесении изменений в устав Красносвободненского сельсовета Тамбовского района был выявлен коррупциогенный фактор, выражающийся в нарушении компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов, предусмотренный подпунктом «д» пункта 3 Методики.

Анализируя причины отказов в государственной регистрации, прослеживается дублирование сельскими поселениями, входящими в состав одного муниципального района, одних и тех же нарушений в уставах (муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы).

Необходимо отметить, что отказы в государственной регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке на основании главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В 2015 году отказы в государственной регистрации в судебном порядке не обжаловались.

На основании части 8 статьи 4 Федерального закона № 97-ФЗ принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав, не является препятствием для повторного представления для государственной регистрации после устранения нарушений, указанных в заключении об отказе в государственной регистрации.

В настоящее время, имеют случаи длительного неприведения уставов в соответствие с федеральным законодательством после отказа в государственной регистрации. Так, после отказов в июле-августе 2015 года до настоящего момента в Управление не поступили муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы Оржевского и Бибиковского сельсоветов Умётского района.

В связи с тем, что много нарушений связано с опубликованием проекта устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав) без одновременного опубликования установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту и порядка участия граждан в его обсуждении, в случаях, когда данные порядки обязательны для опубликования, обращаем внимание на следующее.

Официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении не требуется только в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (часть 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ).

При этом изменения, вносимые в устав муниципального образования только в целях приведения его в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, вносятся крайне редко. Помимо указанных изменений, в устав муниципального образования, как правило, вносятся изменения в соответствии с региональным законодательством, а чаще всего, изменения, которые вносятся по собственной инициативе органов местного самоуправления. В данном случае опубликование порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении обязательно.

Обращаем внимание на то, что требование об опубликовании вышеуказанных порядков при принятии устава муниципального образования должно соблюдаться во всех случаях. Случаи, когда опубликование таких порядков не обязательно, предусмотрены только для муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав.

Ряд муниципальных образований порядок участия граждан в обсуждении проекта и порядок учета предложений объединяют в один порядок и публикуют его в соответствии с требованиями федерального законодательства вместе с проектом, другие муниципальные образования публикуют только один из необходимых порядков, к примеру, порядок учета предложений по проекту (Малиновский, Селезнёвский сельсоветы Тамбовского района, Зелёновский, Ольховский сельсоветы Сосновского района, сельсоветы Уваровского района) либо порядок участия граждан в обсуждении проекта (Шмаровский сельсовет Мордовского района).

Также следует обратить внимание на ошибки, допускаемые при опубликовании проекта устава (муниципального правового акта о внесении изменений в устав).

Информация о том, что определенное печатное издание является официальным источником опубликования муниципальных правовых актов должна быть доведена до всеобщего сведения, в связи с чем, в уставе муниципального образования требуется закрепление наименования конкретного средства массовой информации, являющегося официальным источником опубликования муниципальных правовых актов муниципального образования. Без выполнения данного условия требование об официальном опубликовании можно считать невыполненным.

На сегодняшний день все уставы муниципальных образований соответствуют указанному требованию. В то же время, зачастую поселения публикуют проект муниципального правового акта тиражом, не достаточным для ознакомления населения муниципального образования с указанным проектом.

Тираж отдельных печатных средств массовой информации сельских поселений в среднем 50-150 экземпляров, иногда всего 2-50 (сельсоветы Моршанского района, у которых официальным источником опубликования является городская и районная газета «Согласие», сельсоветы Первомайского района, у которых официальным источником опубликования является районная газета «Вестник», Лучёвский, Подгорненский, Моисеево-Алабушский, Берёзовский сельсоветы Уваровского района, Мучкапский поссовет, Новоникольский сельсовет Мичуринского района, Шмаровский сельсовет Мордовского района, Малиновский, Селезнёвский сельсоветы Тамбовского района).

Отдельные муниципальные образования представляют сведения об опубликовании зарегистрированного муниципального правового акта в виде документа, отношение которого к средству массовой информации вызывает сомнение. Так, решение о внесении изменений в устав Фёдоровского сельсовета Сосновского района представлено в виде опубликования только с наименованием, датой и номером печатного средства массовой информации в нарушение статьи 27 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-I «О средствах массовой информации», где указаны необходимые данные, которые должен содержать каждый выпуск периодического печатного издания.

Таким образом, органами местного самоуправления не в полной мере обеспечивается возможность ознакомления граждан с муниципальными правовыми актами и их проектами.

Необходимо отметить и проблему, связанную со своевременным представлением в регистрирующий орган главами муниципальных образований Тамбовской области сведений об источнике и дате официального опубликования зарегистрированного устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав) для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований.

Согласно части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав в течение семи дней со дня его поступления из Управления. В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 97-ФЗ глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав) обязан направить в Управление сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав). Однако вышеуказанные требования соблюдаются не всеми главами муниципальных образований.

В указанной связи выявлены следующие нарушения:

- превышение установленного 7-ми дневного срока опубликования зарегистрированного устава (муниципального правового акта о внесении изменений в устав) со дня его поступления из Управления после государственной регистрации (Кирсановский район, сельсоветы Жердевского района, Новоспасский сельсовет Первомайского района, Верхнеярославский сельсовет Сосновского района);

- сведения об опубликовании зарегистрированного устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав)  направлены администрацией муниципального образования, тогда как частью 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ данная обязанность возложена на главу муниципального образования (Фёдоровский, Октябрьский, Троицковихляйский сельсоветы Сосновского района, Подъёмский сельсовет Пичаевского района, Изосимовский сельсовет Мичуринского района, Верхнеспасский сельсовет Рассказовского района, Ковыльский сельсовет Кирсановского района, Старотарбеевский сельсовет Мичуринского района).Сведения об опубликовании представляются также представительным органом муниципального образования (Бондарский сельсовет Бондарского района);

- сведения об опубликовании зарегистрированного устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав)  предоставлены без сопроводительного письма, что не позволяет установить, каким органом местного самоуправления (должностным лицом) направлены указанные сведения (Староказинский сельсовет Мичуринского района).

- превышение установленного 10-ти дневного срока направления в Управление сведений об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав) со дня его официального опубликования (обнародования) для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации в нарушение статьи 5 Федерального закона № 97-ФЗ (Жердевский район, Вязовский сельсовет Жердевского района, Лёвинский, Весёловский, Карельский сельсоветы Моршанского района, Перкинский, Ольховский сельсоветы Сосновского района, Новоспасский сельсовет Первомайского района).

Важно помнить, что предоставление сведений об официальном опубликовании зарегистрированного устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав) подтверждает факт вступления в силу указанных муниципальных правовых актов. Отсутствие информации об опубликовании не позволяет обеспечить актуальность и полноту содержания государственного реестра уставов муниципальных образований, ведение которого осуществляет Управление.

В то же время, некоторые муниципальные образования долгое время не представляют указанные сведения (приложение № 1 к анализу отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований за II полугодие 2015 года). Таким муниципальным образованиям Управлением направляются информационные письма о необходимости предоставления вышеуказанных сведений. Стоит отметить, что в случае длительного непредставления сведений об  опубликовании, указанная информация со списком соответствующих муниципальных образований направляется в органы прокуратуры. Такая практика уже имеется и доказала свою эффективность.

В ходе рассмотрения сотрудниками Управления поступивших на регистрацию документов, были выявлены и иные нарушения в уставах муниципальных образований (муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы):

- установление гарантий осуществления полномочий депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, в то время как на основании устава муниципального образования депутаты осуществляют свои полномочия на непостоянной основе (Красносвободненский сельсовет Тамбовского района);

- опубликование муниципального правового акта о внесении изменений в устав в печатном средстве массовой информации, наименование которого отличается от наименования, закрепленного в уставе муниципального образования, тогда как частью 3 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов (в который входит и название печатного средства массовой информации), устанавливается уставом муниципального образования (Староказинский сельсовет Мичуринского района);

- непредставление свидетельства о государственной регистрации устава муниципального образования для его погашения при предоставлении пакета документов для государственной регистрации нового устава муниципального образования (Токарёвский район).

Одновременно, в уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы, Управлением выявлен ряд нарушений юридико-технического характера:

- в преамбуле муниципального правового акта о внесении изменений в устав при перечислении редакций Федерального закона № 131-ФЗ, в соответствии с которыми вносятся изменения, указываются не все редакции,  либо указываются редакции, на основании которых в устав ранее уже вносились соответствующие изменения;

- не учитываются изменения, вносимые в Федеральный закон от 02.03.2007     № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Закон Тамбовской области от 04.07.2007 № 223-З «О муниципальной службе в Тамбовской области»;

- при внесении в устав изменений, вносятся изменения, которые применяются к другим видам муниципальных образований;

- дословно воспроизводятся формулировки федеральных законов, в результате чего, в устав вносятся такие слова, как «в соответствии с настоящим Федеральным законом», «законом субъекта Российской Федерации», «уставами муниципальных образований»;

- нарушается логика изложения текста;

- в уставы муниципальных образований включаются ссылки на положения  устава, в то время как соответствующие положения в уставах отсутствуют;

- вносятся изменения в несуществующие структурные единицы устава муниципального образования;

- в уставе муниципального образования нарушается сквозная нумерация его структурных единиц (статьи, части, пункты);

- дублируются отдельные положения устава;

- неверно указываются реквизиты нормативных правовых актов;

- при принятии устава муниципального образования признаются утратившими силу не все решения, которые вносили изменения в ранее действующий устав, либо неверно указываются реквизиты таких решений;

- вносятся изменения в уставы муниципальных образований, имеющие прямое действие, носящие процедурный характер и не требующие закрепления в уставе муниципального образования;

- вносятся изменения в уставы муниципальных образований, которые уже были внесены ранее;

- в уставах муниципальных образований устанавливается правовой статус членов выборных органов местного самоуправления, при отсутствии в структуре органов местного самоуправления выборных органов местного самоуправления, к примеру: наряду с установлением гарантий осуществления полномочий депутата представительного органа, главы муниципального образования, устанавливаются гарантии и членам выборных органов местного самоуправления.

Следует отметить, что на основании пункта 12 Методических рекомендаций по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, утвержденных приказом Минюста России от 31.05.2012 88, Управление вправе возвращать главе муниципального образования документы, представленные на государственную регистрацию, с указанием причин возврата в случаях:

- представления неполного перечня документов, указанных в статье 3 Федерального закона  97-ФЗ;

- если представленные документы не соответствуют требованиям, предъявляемым статьей 3 Федерального закона  97-ФЗ;

- если документы отозваны главой муниципального образования.

За II полугодие 2015 года главами муниципальных образований было отозвано 4 устава муниципального образования и 5 решений о внесении изменений в устав с пакетом документов, представленных для государственной регистрации.

Опыт осуществления Управлением государственной регистрации показал, что наибольшая результативность данной деятельности достигается при участии Управления в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления, то есть на стадии создания правовых норм, что позволяет до их принятия устранить возможные юридические ошибки.

Так, Управлением проводится работа по проведению предварительного правового анализа проектов вышеуказанных муниципальных правовых актов. За рассматриваемый период 2015 года в Управление поступило 56 проектов уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы), из них 11 проектов уставов муниципальных образований и 45 проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы.

В указанном периоде рассмотрено 11 проектов уставов и 48 проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы. По всем указанным проектам были направлены соответствующие замечания.

В основном замечания состоят в противоречии федеральному и региональному законодательству, в то же время в 5 проектах муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы выявлены коррупциогенные факторы, предусмотренные подпунктами «а», «в», «д», «и» пункта 3 Методики, выражающиеся в:

- наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);

- диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

- нарушении компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

- наличия внутренних противоречий между нормами, создающих для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

Анализируя документы, представленные на государственную регистрацию, прошедшие правовой анализ  и антикоррупционную экспертизу на стадии проектов, следует отметить, что замечания Управления по проектам муниципальных правовых актов учитываются при их принятии в окончательной редакции.

Большинство замечаний по проектам уставов  муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы) аналогичны выявленным при рассмотрении муниципальных правовых актов, предоставленных на государственную регистрацию.

Полагаем, что более внимательное отношение разработчиков к  проектам муниципальных правовых актов позволит не только избежать отказов в государственной регистрации, но и поддерживать основной правовой акт муниципального образования в актуальном, соответствующем действующему законодательству, состоянии.

Следует отметить, что государственная регистрация уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы) носит заявительный характер, в связи с чем регистрирующий орган не уполномочен обязывать глав муниципальных образований приводить в соответствие действующему законодательству уставы муниципальных образований.

В то же время, на основании подпункта 28 пункта 6 Положения об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 26, Управление наделено правом направления в органы прокуратуры информации о случаях непредставления главой муниципального образования либо лицом, исполняющим его обязанности, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований на государственную регистрацию.

Учитывая динамично меняющееся законодательство, можно прийти к выводу, что актуальность устава муниципального образования может быть обеспечена при условии внесения в него изменений не менее двух раз в год. Следует отметить, что к данной тенденции стало стремиться все больше муниципальных образований Тамбовской области.

Однако на сегодняшний день существуют муниципальные образования, которые длительное время не приводили свои уставы в соответствие с федеральным законодательством (приложение № 2 к анализу отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований за II полугодие 2015 года).

Кроме того, еще во многих муниципальных образованиях продолжают действовать уставы, принятые в 2005 году, в которые внесено значительное количество изменений (отдельные муниципальные образования Жердевского, Инжавинского, Кирсановского, Мордовского, Сампурского, Староюрьевского, Умётского районов, города Моршанск и Тамбов). Впоследствии, при разработке очередного решения о внесении изменений в уставы, главы и представительные органы таких муниципальных образований нередко в них путаются, поскольку необходимо проанализировать все изменения, внесенные в устав и проводить работу с актуальной редакцией устава.

В таком случае рекомендуется принимать новый устав, учитывая последние изменения законодательства как на федеральном, так и на региональном уровнях на момент его принятия, при этом, тщательнее анализировать вносимые изменения.

Следует отметить, что количество принятых новых уставов муниципальных образований в последнее время значительно увеличилось.

Существенно возросло количество обращений представителей муниципальных образований к сотрудникам Управления по разъяснению действующего законодательства и порядка принятия устава муниципального образования. 

Сотрудниками Управления оказывается методическая помощь главам муниципальных образований по всем, относящимся к регистрации, вопросам, проводятся консультации, предоставляются образцы необходимых документов, брошюры, в которых указаны этапы государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы). Управление на постоянной основе проводит работу по информированию глав муниципальных образований о последних изменениях федерального законодательства.

Управление на постоянной основе проводит выездные семинары в рамках мероприятия «День юстиции» в муниципальных образованиях, принимает участие в видеоконференциях с главами муниципальных образований, размещает необходимые методические материалы на официальном сайте Управления в сети «Интернет» (www.to68.minjust.ru), в том числе и информацию о последних изменениях федерального законодательства, образцы документов для государственной регистрации, список муниципальных образований, не представивших сведения об опубликовании после государственной регистрации. Со всеми рекомендациями можно ознакомиться на сайте Управления в разделе «Уставы муниципальных образований».

Систематически ведется работа по совершенствованию модельных уставов всех видов муниципальных образований Тамбовской области. До сведения глав муниципальных образований доводится памятка, разработанная Управлением, с содержанием основных требований к разработке проектов уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы) и дальнейших действий по их принятию, в которой также содержится перечень типичных ошибок, допускаемых органами местного самоуправления.

Несмотря на все еще значительное количество отказов в государственной регистрации, в результате проводимой совместной работы, в настоящее время наблюдается повышение качества предоставляемых на государственную регистрацию документов.

Полагаем, что представленный анализ типичных нарушений, выявленных Управлением в ходе государственной регистрации уставов муниципальных образований, позволит органам местного самоуправления  предупредить возможные нарушения при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к анализу отказов

в государственной регистрации

уставов муниципальных образований

за II полугодие 2015 года

 

 

Сведения о муниципальных образованиях, не предоставивших сведения об опубликовании  уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы

 

№ п/п

Наименование муниципального образования

Реквизиты Устава МО, МПА о внесении изменений и дополнений в Устав

Дата регистрации Устава МО, МПА о внесении изменений и дополнений в Устав

Примечание

1.

Ярославский сельсовет Никифоровского района Тамбовской области

УСТАВ Ярославского сельсовета Никифоровского района Тамбовской области, принятый решением от 24.11.2011 № 36

23.12.2011

Информационное письмо о необходимости направления сведений об официальном опубликовании от 29.01.2016 № 68/02-496

2.

Новиковский сельсовет Староюрьевского района Тамбовской области

Правовой акт о внесении изменений в устав МО от 07.02.2014 № 25 «О внесении изменений в Устав Новиковского сельсовета Староюрьевского района Тамбовской области»

11.03.2014

Информационное письмо о необходимости направления сведений об официальном опубликовании от 31.12.2015 № 68/02-6367

3.

Дуплято-Масловский сельсовет Знаменского района Тамбовской области

Правовой акт о внесении изменений в устав МО от 29.05.2015 № 75 «О внесении изменений и дополнений в Устав Дуплято-Масловского сельсовета Знаменского района Тамбовской области»

30.06.2015

Информационное письмо о необходимости направления сведений об официальном опубликовании от 29.01.2016 № 68/02-497

4.

Марьинский сельсовет Кирсановского района Тамбовской области

Правовой акт о внесении изменений в устав МО от 15.10.2015 № 107 «О внесении изменений и дополнений в Устав Марьинского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области»

 

18.11.2015

Информационное письмо о необходимости направления сведений об официальном опубликовании от 20.01.2016 № 68/02-215

5.

Новосельцевский сельсовет Тамбовского района Тамбовской области

Правовой акт о внесении изменений в устав МО от 23.11.2015 № 99 «О внесении изменений в Устав Новосельцевского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области»

22.12.2015

Информационное письмо о необходимости направления сведений об официальном опубликовании от 17.02.2016 № 68/02-822

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к анализу отказов

в государственной регистрации

уставов муниципальных образований

за II полугодие 2015 года

 

Сведения о муниципальных образованиях, в уставы которых длительное время не вносились изменения на основании федерального законодательства

 

1) в Бондарском районе: Кёршинский сельсовет (16.04.2015[i]); Прибыткинский сельсовет (13.04.2015);

2) в Гавриловском районе: Гавриловский 2-й сельсовет (29.04.2015);

3) в Жердевском районе: город Жердевка (29.01.2015);

4) в Знаменском районе: Знаменский район (30.04.2015); Знаменский поссовет (27.05.2015); Александровский сельсовет (16.03.2015); Воронцовский сельсовет (27.02.2015); Дуплято-Масловский сельсовет (29.05.2015); Кузьминский сельсовет (12.03.2015); Никольский сельсовет (27.01.2015); Покрово-Марфинский сельсовет (05.03.2015); Сухотинский сельсовет (08.04.2015);

5) в Мучкапском районе: Заполатовский сельсовет (11.12.2014); Краснокустовский сельсовет (27.03.2014); Кулябовский сельсовет (26.03.2014); Сергиевский сельсовет (27.03.2014); Троицкий сельсовет (28.03.2014); Чащинский сельсовет (30.10.2014); Шапкинский сельсовет (01.12.2014);

6) в Никифоровском районе: Екатерининский сельсовет (01.09.2014); Дмитриевский поссовет (30.04.2015);

7) в Первомайском районе: Первомайский район (09.06.2015); Иловай-Дмитриевский сельсовет (08.05.2015);

8) в Ржаксинском районе: Ржаксинский поссовет (16.01.2015); Богдановский сельсовет (20.02.2015); Большержаксинский сельсовет (17.02.2015); Волхонщинский сельсовет (17.02.2015); Гавриловский сельсовет (27.02.2015); Золотовский сельсовет (18.02.2015); Каменский сельсовет (15.04.2015); Лукинский сельсовет (20.02.2015); Пустоваловский сельсовет (26.12.2014); Степановский сельсовет (24.02.2015); Чакинский сельсовет (22.01.2015);

9) в Петровском районе: Кочетовский сельсовет (18.05.2015); Красиловский сельсовет (10.03.2015); Крутовский сельсовет (20.03.2015); Петровский сельсовет (14.05.2015); Плавицкий сельсовет (20.03.2015); Покрово-Чичеринский сельсовет (17.04.2015); Рахманинский сельсовет (18.05.2015); Успеновский сельсовет (28.01.2015); Шехманский сельсовет (12.03.2015); Яблоновецкий сельсовет (16.02.2015);

10) в Рассказовском районе: Верхнеспасский сельсовет (06.05.2015); Дмитриевщинский сельсовет (06.05.2015); Зелёновский сельсовет (06.05.2015); Нижнеспасский сельсовет (06.05.2015); Никольский сельсовет (06.05.2015); Новгородовский сельсовет (06.05.2015); Озёрский сельсовет (06.05.2015); Пичерский сельсовет (06.05.2015); Платоновский сельсовет (06.05.2015); Рождественский сельсовет (06.05.2015); Саюкинский сельсовет (06.05.2015); Татарщинский сельсовет (06.05.2015); Хитровский сельсовет (06.05.2015);

11) в Сосновском районе: Дегтянский сельсовет (24.02.2015); Ламский сельсовет (24.02.2015); Сосновский поссовет (05.06.2015);

12) в Староюрьевском районе: Вишневский сельсовет (02.02.2015);

13) в Тамбовском районе: Беломестнодвойнёвский сельсовет (18.05.2014); Донской сельсовет (26.12.2013); Красносвободненский сельсовет (31.07.2014); Кузьмино-Гатьевский сельсовет (12.05.2014); Орловский сельсовет (10.03.2015); Покрово-Пригородный сельсовет (28.04.2014); Столовский сельсовет (29.05.2014); Стрелецкий сельсовет (17.07.2014); Татановский сельсовет (20.05.2014); Тулиновский сельсовет (30.04.2014); Цнинский сельсовет (29.01.2014); Новолядинский поссовет (21.01.2015);

14) в Токарёвском районе: Токарёвский поселковый округ (30.03.2015);

15) в Умётском районе: Берёзовский сельсовет (02.04.2015); Бибиковский сельсовет (16.01.2015); Оржевский сельсовет (11.03.2015); Сулакский сельсовет (08.05.2015); Умётский поссовет (24.04.2015).

 




[i] В скобках указана дата последней государственной  регистрации устава (муниципального правового акта о внесении изменений в устав)

03 марта 2016 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).